РАЗГАДАННАЯ ЗАГАДКА ЭФФЕКТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ
С древнейших времён и до наших дней, людей волновали и продолжают волновать следующие вопросы: почему существуют «глупцы», которые совершают поступки, неадекватные ситуации: «что ни сделает дурак, всё он делает не так»? И почему существуют «умные люди», чьё видение ситуации и чьи решения оставляют остальных далеко позади? С чем связано появление умных людей: с судьбой, «ангелом хранителем», благородными предками, генами, знаниями, правильным воспитанием, или просто с удачей («повезло родиться умным»)? Разработанная в конце ХХ столетия «Теория деятельности и мышления» утверждает, что непосредственно это связано с наличием в поведенческом арсенале человека специфических навыков правильного использования мышления. В свою очередь, правильность и эффективность работы мышления напрямую предопределены уровнем развития его культуры. Традиционно выделяют три таких уровня: 1) уровень обыденного (смыслового) мышления, 2) уровень рассудочного мышления, 3) уровень разумного мышления.
Для обыденного мышления характерно использование в качестве своих основных средств — индивидуальных смыслов (индивидуальных представлений). Поэтому результат работы обыденного мышления крайне неопределёнен, субъективен и может быть далёк от истинности. Он носит характер мнения, а по мнениям, как утверждали мудрецы Древней Греции, не спорят, спорят только по истине. «Не спорь с глупцом — сам поглупеешь» — дошла до нас заповедь предков. Построение смыслов базируется на эмоциональных реакциях человека, а использование эмоциональных реакций — это азы манипулятивных технологий работы с его сознанием. Поэтому людьми, использующими в своей повседневной жизни только смыслы, легко манипулировать. Обыденное мышление позволят «видеть» жизненные затруднения, но ничего не может сказать о сути происходящего и причинах этих затруднений. Человек с обыденным мышлением заложник той или иной ситуации и не способен выйти за её пределы. Из этого следует, что принятие решений, в случае применения человеком только формы обыденного мышления, — носит достаточно случайный характер и в целом непродуктивно.
Рассудочное мышление уходит от случайности смыслов за счёт использования в качестве своих основных средств значений (согласованных эталонов представлений), а также таких специфических форм значений, как понятия. В этом случае средства мышления носят надиндивидуальный, отчуждённый характер, но системная организация понятий отсутствует. На этом уровне развитости результаты мышления более определённы. Недостатком же рассудочного уровня является то, что его значения и понятия носят характер договорённостей (конвенциональны), а не всякая договорённость соответствует сути вещей и истине. Договорённости всегда имеют относительный характер и могут вести к заблуждениям. Рассудок продуктивен, но ещё не эффективен.
Разумное мышление позволяет уйти от продуктивности в принятии решений к эффективности. Данный уровень культуры характеризуется предельно неслучайным и определённым характером результатов мышления. Эти качества достигаются за счёт применения средств мышления, полученных в ходе их выведения из всеобщих, универсальных оснований с помощью логики систематического уточнения. Они носят объектный характер, т.е. отражают сущностные характеристики реальности. Разум «видит» не только затруднения, но и те «объекты», специфика бытия которых и является истинной причиной порождения данных затруднений. Мышление разумного типа оперирует системами понятий и диалектической логикой. Только разумное мышление предельно эффективно.
Следовательно, воспитание поколений т.н. «умных» людей возможно на базе достижения высших уровней культуры мышления. Проблема же заключается в том, что в системе современного образования всё внимание, в основном, акцентируется на содержательности, а не на уровне развитости культуры мышления. Культура мышления здесь оттеснена на периферию образовательных процессов. Следует отметить, что «накачивать» людей постоянно увеличивающимися объёмами содержаний, которые быстро устаревают, – это своеобразная дорога в «дурную бесконечность»! Ещё Мишель Монтень писал в своих «Опытах»: «Ум, хорошо устроенный, лучше, чем хорошо наполненный». Есть два типа образования: 1) информационно-кодирующее, целью которого является передача обучаемым суммы некоторых знаний и навыков в готовом к употреблению виде; 2) методологическое, формирующее культуру мышления и способность к самостоятельной выработке новых знаний и навыков, а также к самостоятельному освоению знаний, ранее выработанных другими. За годы непродуманных реформ российского образования — оно было переориентировано в сторону информационно-кодирующего типа, что привело к тяжёлым последствиям. По данным кафедры Санкт-Петербургского государственного университета, в последние десятилетия происходит резкое снижение важнейших показателей качества человеческого потенциала молодёжи как по сравнению с довоенным, так и с послевоенным периодом. Так, в относительных показателях от максимально возможных: работоспособность молодёжи Санкт-Петербурга оценивается в 36% (довоенный период – 100%), жизнеспособность – 46%, способность к обучению – 39%, способность к инновациям – 60%. Результаты исследований, проведённых в других регионах, не отличаются от результатов по Санкт-Петербургу. Дело в этой области дошло до того, что в конце июля 2018 года министр образования РФ Ольга Васильева сообщила в своём выступлении результаты исследования, согласно которому от 22% до 25% россиян «не совсем понимают смысл того, что написано». Говоря языком учёных — у них проблемы с функциональным прочтением информации. Нормальное функциональное прочтение – это когда на основе полученной информации человек может выстраивать причинно-следственные связи и решать те задачи, которые перед ним стоят. Короче говоря, это когда мы и информацию понимаем, и на основе полученной информации можем выполнять какие-либо действия. В наших школах функциональным чтением не владеют 24% старшеклассников. По словам специалистов, именно из-за проблем с функциональным чтением школьники не могут усвоить математику, химию, физику и другие предметы. Они просто не в состоянии осмыслить информацию, изложенную в математической задаче, и правильно понять задание. Такой же ограниченностью понимания страдают и взрослые россияне. Из-за неспособности правильно воспринимать информацию и выстраивать причинные цепочки они становятся жертвами недобросовестной рекламы, и прочих мошенников. Создаётся впечатление, что мы специально готовим поколения глупцов, которые обречены на то, чтобы их постоянно обманывали и эксплуатировали. Можно восстановить промышленность и науку, но нельзя восстановить человека думающего, без которого ничего на земле невозможно, а мы его теряем. Все эти печальные факты свидетельствуют только об одном – огромная масса населения нашей страны не обладает эффективным мышлением, позволяющим людям неслучайным образом решать те задачи и проблемы, которые ставит перед ними жизнь. Как сказано в «Книге Притчей Соломоновых»: «Лучше встретить человеку медведицу, лишённую детей, нежели глупца с его глупостью». Эффективное мышление нужно кропотливо налаживать, и ни жалеть на это, ни времени, ни сил! Возникает вопрос, а как?
Ответ на этот вопрос известен коллективу «Мыслетехнической школы О.С. Анисимова», которая начала свою работу по обучению желающих в сентябре 2018 года. Мыслетехническая школа решает проблему подготовки эффективных, разумно мыслящих людей, способных находить адекватные ответы на все те задачи и проблемы, которые ставит перед ними жизнь. Идеей деятельности школы выступает качественное повышение культуры мышления обучаемых. Каждый уровень развития культуры мышления имеет свои формы организации и оснащён своими средствами. Поэтому, целью школы является формирование у обучаемых способностей к адекватному использованию в своей практической деятельности форм и средств рассудочного и разумного уровней культуры мышления. Обучение в школе рассчитано на два года. Первый год посвящён переходу от смыслового уровня культуры мышления к рассудочному уровню, а второй – к разумному. Формой обучения выступают организационно-мыслительные игры, включающие в себя ряд практических тренингов. В ходе занятий участникам обучения предлагается уникальный «Метод работы с информацией» (МРСИ), который обеспечивает пошаговую наладку эффективного мышления. Девиз школы: «Хочешь эффективно действовать – научись эффективно мыслить!» Более подробную информацию о школе и занятиях можно получить у руководителя школы, — Андрея Анатольевича Смирнова, — по телефону: 8-921-706-73-48.